Как научить Родину любить

Фото: Николай ЩИПКО
Фото: norilsk-zv.ru
Давно известно, что расходы на культуру и воспитание подрастающего поколения являются условием экономического роста любого государства. Насколько норильский бюджет готов вкладывать в образование, как готовятся школы к новому учебному году, как организован летний досуг детей в Норильске и за пределами города, рассказал начальник управления общего и дошкольного образования норильской администрации Андрей КОЛИН на прямой линии “ЗВ”. В Норильске 37 школ, в которых обучается 23 400 детей. Количество школ уменьшилось не из-за оттока учеников, а из-за объединения учебных заведений. Более того, отмечают специалисты, школьников с каждым годом становится больше.
А если говорить о качестве образования, то в этом году 165 учеников окончили школу с золотой медалью. Из них 99 человек на протяжении всего периода обучения имели в аттестате только пятерки.
 
– Андрей Геннадьевич, как готовятся школы к новому учебному году?
– В связи с ремонтом ВПП в дополнение к летним пришкольным лагерям нам пришлось открыть еще и летние профильные школы. Поэтому ремонт зданий вести затруднительно. Тем не менее мы нашли выход из положения: ремонтные работы идут по вечерам и в выходные дни.
Если говорить о крупных ремонтах, это модернизация системы вентиляции в одном из корпусов гимназии №1, ремонты фасадов в гимназии №5 и в талнахском центре внешкольной работы. В остальных школах мы стараемся все делать по мере необходимости и возможности.
 
– Вопрос с сайта “ЗВ”: “На какое время намечен капитальный ремонт школы №4? Из-за разговоров о закрытии ее на капитальный ремонт 35 лет назад детей перевели в 44-ю школу, а потом в физико-математический колледж. Сейчас у этих детей уже свои дети. Через пять лет внучке идти в первый класс. Она должна пойти в школу №4. Так будет или нет в ней ремонт в ближайшие годы?
– Должен огорчить: в ближайшие два-три года капитального ремонта этой школы не будет. Здание старое, требует даже не капитального ремонта, а полной реконструкции, которая подразумевает не только обновление фасада и покраску внутри здания, но и полную перестройку интерьера. Пока такой возможности нет, потому что на эти работы требуется почти полмиллиарда рублей.
 
– Спрашивают также, когда начнется ремонт в детском саду №3, как скоро он закончится и зачем вообще ремонтировать новый садик?
– Ни для кого не секрет, что, прожив в квартире хотя бы год, ее необходимо ремонтировать, что уж говорить о детском учреждении. Каждый год какой-либо детский сад у нас закрывается на ремонт.
Что касается этого учреждения, то ремонт направлен на устранение предписаний органов пожарного контроля в части приведения эвакуационных выходов в соответствие требованиям. Работы начнутся, как только будет выбран подрядчик, а итоги аукциона будут известны лишь в конце июля. Причем подрядчик не просто должен выиграть конкурс, а предъявить документы соответствия материалов государственным стандартам.
 
– Один из вопросов от читателей на тему ЕГЭ: “Какие выводы сделала система образования по результатам ЕГЭ в этом году?”
– На сегодня мы еще не можем дать полную информацию о результатах ЕГЭ, потому что последние экзамены основной волны состоялись 1 июля. По химии, истории, обществознанию и английскому языку показатели лучше прошлогодних. Увеличилось количество выпускников с высокими результатами – более 80 баллов – по литературе, обществознанию, биологии и информатике. Два ученика получили по 100 баллов по русскому языку и один по химии.
По сравнению с прошлым годом у нас уменьшилось количество детей, которые в этом году не получат аттестат. Конечно, есть куда стремиться, есть проблемы, над решением которых нужно работать. И детям, и родителям необходимо помнить, что при сдаче ЕГЭ стоит рассчитывать только на себя, во время экзамена никто помочь не сможет. Должна быть качественная подготовка. На сегодня во всех школах в рамках учебной деятельности подготовка к экзаменам организована. Все, что нужно, мы выдаем в полном объеме.
Если ребенок сдал экзамены плохо, необходимо проанализировать, как он к ним готовился, как учился, как вы, родители, ему в этом помогали. Надо понимать, что одна школа – без заинтересованных родителей – результат дать не может.
 
О лете в Норильске
– Этим летом в городе осталось много детей. Как организован их досуг?

– В учреждениях дополнительного образования вместо одной группы для детей пришлось открыть две. Из 37 школ 10 заняты под оздоровительные лагеря.
К тому же в этом году за счет открытия профильных школ охвачено практически на 50 процентов больше детей. Профильные школы предлагают занятия по легоконструированию и робототехнике, фотографированию, танцам, это театральные студии и спортивные клубы, есть даже школа правового обучения. По завершении процесса обучения детям выдают свидетельства о том, что они проводили время с пользой. А перед открытием летней четверти руководители этих учебных заведений защищали свои творческие проекты.
 
– Одна из читательниц утверждает, что не все так хорошо: “Обещали, что все дети будут на лето пристроены, а на деле многим ребятишкам не хватило мест в пришкольных лагерях”.
– Как бы мы ни старались, всех детей разместить в пришкольных лагерях у нас не получится. Не могут все образовательные учреждения работать с той же нагрузкой, что и зимой. Учителя тоже люди, им тоже необходим отпуск, который они могут взять только летом, когда нет учебных занятий. При этом в школах должны проводиться ремонты, там шли экзамены, так что не везде мы смогли открыть летние площадки.
Потому я допускаю, что не всем детям хватило мест в пришкольных лагерях, но повторю, что мы сделали все возможное и даже намного больше.
 
– Вопрос с сайта: “Не считает ли Андрей Геннадьевич, что пора решить вопрос с благоустройством территорий у школ? Лагеря оздоровительные, а дети зачастую не имеют возможности просто играть на пришкольной территории. Помню, как в 1965/66 году ходила в местный лагерь, в школу №4 и в школу №1. Каждое утро гимнастика на улице – в любую погоду. Натянутая сетка на спортивной площадке для игры в пионербол. Теннисный стол. А уж сколько дворовых игр, подвижных... Через день на стадионе легкая атлетика – бег, прыжки, метание гранат, догонялки. А сейчас только рукоделие. Оздоравливать надо детей!”
– Если мы установим на пришкольных площадях какое-либо игровое оборудование, то где тогда зимой будут играть дети? Вы знаете наши зимы с обильными снегопадами и пургами. Все эти площадки заметет, механическая чистка будет невозможна. В некоторых школах лет семь назад начали это делать, но как раз столкнулись именно с проблемой содержания зимой.
Что касается выравнивания и асфальтировки территории школ, то существует профильная городская программа. В этом году будут приведены в порядок пять пришкольных дворов. Асфальтировка стоит недешево, поэтому сразу отремонтировать все площади у нас не получится, будем делать по мере возможности.
 
Мы все в одной лодке
– “Почему в школе №41 ученики начального звена вынуждены носить с собой все учебники, отчего школьный рюкзак становится просто неподъемным? Почему-то наши дети не знают, какой урок у них будет завтра”, – спрашивает одна из родительниц.

– О весе школьного рюкзака. Роспотребнадзор давно уже разработал положение о приемлемом весе школьных рюкзаков и учебников, а также школьных принадлежностей, которое мы стараемся соблюдать. Другое дело, что там в итоге оказывается много разных предметов, которые в образовательном учреждении не нужны.
Если говорить об учащихся начальной школы, то многие книги и школьные предметы они могут оставлять в своем кабинете, то же относится и к сменной обуви.
Что касается второй части вопроса, могу сказать однозначно: только плохой учитель не знает, какой у него завтра будет предмет. Ученик должен четко знать расписание уроков на следующий день. Сейчас сложно комментировать этот факт. Прошу родителей оперативно обращаться к руководителю школы, а если вопрос не решается – в управление.
 
– По поводу школы №41 есть еще один вопрос: “Учителя начальных классов намекают, что они просто дают детям задания, а родители должны заниматься со своими отпрысками сами и чуть ли не самостоятельно объяснять им новые темы. Насколько это правомерно и какова все-таки роль современного педагога начальной школы в обучении ребенка?”
– Для меня учитель – это проводник знаний, он обязан заинтересовать ребенка. Именно в начальной школе закладывается стремление к учебе, навыки правильного освоения новых знаний. Но научить можно только тех, кто желает получать знания. Поэтому, я считаю, на уроке ребенок должен получать информацию, а дома, выполняя домашнее задание, закреплять ее.
 
Про “богатые” идеи
– Такой вопрос: “Есть ли в Норильске дети на семейном обучении? Хочу ребенка обучать сама, дома. Как это сделать, куда обращаться?”

– У нас есть такие дети. Семейная форма обучения подразумевает, что ребенок дома самостоятельно изучает школьную программу, но с обязательной промежуточной аттестацией. Если по результатам этой аттестации будут выявлены пробелы в знаниях, родители обязаны будут вернуть ребенка в школу. Чтобы перевести школьника на домашнее обучение, необходимо обратиться в управление образования с заявлением.
 
– Неравнодушная норильчанка не может сдержать эмоций: “Не так давно невольно стала свидетелем “отдыха” наших детей на площади у театра. Никакая бравурная музыка не могла поднять настроения ни детям, ни прохожим. “Танцы” на мокрых ступеньках ремонтируемого театра, промокшие костюмы... Педагоги под зонтиками, дети... Бедные норильские дети! А когда-то норильских детей на Ламу вывозили! Неужели сложно организовать местный лагерь для детей на территории “Валька”?”
– Честно говоря, я не совсем понимаю, какой такой праздник имеется в виду. Что касается “Валька”, то идея богатая, сам не раз думал над ней. Но это подведомственная территория Заполярного филиала, и я полагаю, что хозяину бывшего профилактория есть чем занять эти помещения.
Если там организовать детский лагерь, то потребуется очень много денег, потому что это опять же полная реконструкция здания. На лето сделаем лагерь, а что там будет зимой? Реконструкция и эксплуатация “Валька” требует непомерных затрат, таких денег в бюджете нет.
И выезды на Ламу, наверное, и были когда-то возможны. Сейчас это требует огромных средств. Сами подумайте: детей по воде необходимо туда доставить, там должны быть условия проживания, соответствующие всем санитарным и пожарным нормам, нормам безопасности. Это ни один бюджет не потянет.
 
– Андрей Геннадьевич, в одном очень известном фильме говорится, что детей учить всегда тяжело, а в наше время – особенно. Что бы вы пожелали коллегам, ученикам и родителям?
– Это точно, с каждым годом труд учителя становится все более интенсивным. Спокойной, размеренной жизни нет ни у школьников, ни у педагогов. Тем не менее мы стараемся давать знания, учить жизни, готовим детей принимать самостоятельные, ответственные решения. Ведь чем отличается учитель от педагога? Педагог дает знания, а учитель – жизненную мудрость, учит учиться, любить свою Родину, своих близких.
И еще: процесс обучения в современной школе – это процесс взаимодействия не учителя и ученика, а учителя, ученика и родителя. И чем теснее эти связи, тем выше результат. Фото: Николай ЩИПКО Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
 
По теме
У каждого из нас свой Пушкин. - Ачинский район В этом убедились ученики 10-го класса Горной средней школы, которые приняли участие в интеллектуальной игре «Пушкин знакомый и незнакомый», состоявшейся 15 марта в читальном зале центральной районной библиотеки.
Ачинский район
Семьи участников спецоперации отлично и с пользой отдохнули в городе Железногорске - Газета Красноярский рабочий +4 В Железногорском детском оздоровительно-образовательном центре "Взлёт" прошло увлекательное мероприятие для семей участников специальной военной операции.
Газета Красноярский рабочий