Мне бы в небо

Фото: Артем ФИНН  Ольга Дулова: “Когда нет фактурного неба, можно искать ритмы и композиции, играть с ракурсами и деталями”
Фото: norilsk-zv.ru
Они умеют различать типы самолетов по звуку двигателя. Значительную часть времени проводят на аэродромах или вблизи них. Следят за бортами онлайн на флайтрадаре, чтобы поехать в конкретный город и поймать конкретный самолет. Это споттеры – люди, занимающиеся авиационной фотографией. В среде фотографов они – отдельная каста.
В клубе-лектории “Обогатительная фабрика” начался новый учебный год, и первую лекцию здесь посвятили “высоким отношениям”.
Для тех, кого непреодолимо тянет к небу и кто мечтает реализовать эту тягу через объектив фотокамеры, в клубе-лектории “Обогатительная фабрика” провели лекцию о споттинге – увлечении, которое в последние годы становится все более популярным.
В современной интерпретации споттинг – это не только фотографирование и учет самолетов. Это еще и коллекционирование впечатлений в чистом виде, способ приобщиться к полету, наблюдая за этим процессом со стороны. Сейчас мероприятия для фотографов – профессионалов и любителей – регулярно проводят на многих аэродромах России.
Как подобраться максимально близко к самолетам? Как выбрать выгодную точку для съемки и сделать фотографию, которая украсит портфолио любого фотографа? Сколько нужно встретить и проводить рейсов, чтобы получить самые оригинальные кадры? Задать эти вопросы можно было на первой в этом сезоне встрече в клубе-лектории.
Спикерами клуба стали основатель портала Aviator.ru, авиафотограф и авиажурналист Сергей Мартиросян из Москвы, основатель и преподаватель фотошколы Ural-foto Ольга Дулова из Екатеринбурга и официальный фотограф аэродрома малой авиации Первушино из Уфы Максим Чегодаев.
Играют с облаками
Сергей Мартиросян говорит, что увлечен авиацией с детства, и не случайно – вся его семья связана с этой сферой. А точнее, с космонавтикой:
– Моя мама занималась пусками ракет с космодрома Байконур, а папа – более дальним космосом, орбитальными станциями для Луны, Венеры и Марса. Он готовил для них двигатели. Так что по-своему закономерно, что я окончил Московский авиационный институт. Моя специальность – инженер-системотехник по вычислительным машинам и бортовым комплексам летательных аппаратов.
Поработав какое-то время в авиации, Сергей пришел к выводу, что об авиации большинство    людей имеет весьма заоблачное – во всех смыслах – представление. А пилотов с их способностью управлять в воздухе тысячетонными крылатыми машинами воспринимают буквально как небожителей. Он решил, что о работе летчиков надо больше и подробнее рассказывать широкой общественности. И стал авиажурналистом и авиаблогером. Естественным образом это привело и к споттингу – фотографированию самолетов.
В отличие от Сергея его коллеги Ольга Дулова и Максим Чегодаев стали авиафотографами случайно. Ольгу, как преподавателя фотошколы, ученики позвали однажды в Казань на трехдневный споттинг, и с тех пор она влюблена в самолеты. А Максим, как он сам говорит, с 2013 года “прописался” на аэродроме Первушино. Сам аэродром открылся в Уфе в 2011-м. Это частный аэродромный комплекс, который организует воздушные праздники и прыжки с парашютом для всех желающих и предоставляет самолеты в аренду.
Хотя в “авиацию” Ольга и Максим пришли уже во взрослом возрасте, оба признаются, что споттинг захватил их сразу же. Со слушателями “Обогатительной фабрики” они поделились некоторыми профессиональными секретами.
– Я предпочитаю художественные фотографии самолетов, – говорит Ольга Дулова. – Они больше цепляют людей, собирают больше лайков в “Инстаграме”. Ну и чего уж там, лучше продаются, это тоже немаловажно. Обрабатывать фото или нет? Я предпочитаю обработку. Но когда работаю с цветами, всегда стараюсь сохранить цвет кожи людей и цвет ливреи самолетов. А вот с небом можно играть.
Ольга считает, что сделать хороший снимок можно на абсолютно любую фотокамеру, даже на телефонную. Главное – уметь видеть и понимать, что ты снимаешь.
– Когда “нет неба” и нельзя поиграть фактурой облаков, можно искать ритмы и композиции. Не бойтесь принять замысловатую позу, встать на колени или даже лечь. Смотрите не только на самолеты, но и на детали, которые будут дополнять всю серию. Стоит обращать внимание на туман, который нередко бывает на аэродромах по утрам, на диагонали в кадре, – говорит она.
Максим Чегодаев советует начинающим авиафотографам не рваться сразу на большие гражданские аэродромы, чтобы набрать портфолио. Тем более что попасть туда без аккредитации невозможно, да и не каждому ее дадут. Кстати, в сленге споттеров даже есть термин – “подзаборинг”. Это когда аккредитацию на съемку не получил и снимаешь самолеты за пределами аэродрома.
Так вот, можно пойти “под забор”. Но лучше обратить внимание на малую и частную авиацию, лесоохрану, облетчиков трубопроводов, парашютные клубы и центры, разные авиасалоны и авиашоу, которые проходят по стране. Это не менее интересно.
– “Боинги” и “Эйрбасы” вы увидите в аэропорту абсолютно любого большого города. А вот такой самолет, как, например, “Цессна-170” 1949 года выпуска, или самодельный, или раритетный самолет, которых один-два на всю страну, – только у “частника”. Снимать их не менее, а то и более интересно, – считает фотограф. – При этом вам не нужна аккредитация – достаточно просто подойти к хозяину самолета. Эти ребята, как правило, открыты, охотно отвечают на вопросы и даже любят, когда их расспрашивают, а самолеты – фотографируют и потом пишут о них в соцсетях. Ведь для них самолет – как любимая машина для авто-владельца. Они вас не только в кабину пустят, но еще и специально для вас сделают круг в воздухе, чтобы вы могли поснимать. Можете себе представить, чтобы это сделал экипаж “Боинга”?
Просто Авиатор
Были и вопросы от слушателей. Спрашивали, например, о композиции и кадрировании снимков. Можно или нельзя обрезать крылья у самолетов? Не то же ли это, что обрезать в кадре голову или руки у человека? На это Сергей Мартиросян ответил (а Ольга и Максим в унисон согласились):
– Знаете, если кадр хорош, неважно, какая у него обрезка, руки вы “отрезали” или крылья. Есть сколько угодно примеров, когда фото вроде бы “чистенькое”, кадр выполнен по всем канонам, но он… неинтересный.
Обсудили не только споттинг – спикеры поделились и случаями из жизни. Ведь каждый из них занимался не только фотографией. Сергей Мартиросян, к примеру, себя самого презентовал слушателям так:
– Кто я такой? Друзья-фотографы не считают меня фотографом. Споттеры не считают споттером, эвентщики – эвентщиком, а пиарщики не считают пиарщиком. Я везде и всюду. Друзья зовут меня просто – Авиатор.
Сергей профессионально связан с авиацией с 1991 года. Побывал много где и снимал много что. Помнит первые мосавиашоу начала 90-х, когда еще не было авиасалона МАКС. Раньше все авиашоу и авиасалоны устраивали только для сотрудников летно-испытательного института имени Громова. Потом стали показывать всем. Впервые российская публика смогла увидеть оте-чественные военные и гражданские самолеты на московском авиашоу в 1992 году.
Мосавиашоу-92 собрало несколько десятков тысяч зрителей. Это был настоящий успех. После чего и решили проводить раз в два года московские авиакосмические салоны (МАКС) на аэродроме в Жуковском.
Первые мосавиашоу для публики не обошлись без казусов.
Представьте: летное поле, трибуны, – рассказывает Сергей. – Здесь – Москва-река, а здесь – другой берег. Что происходит? На авиасалон пускали по пригласительным. Но нашлись люди, которые решили: а мы и так посмотрим. Они заполнили именно другой берег Москвы-реки. Шоу началось, первые самолеты взлетели, все хорошо. Ведущий объявляет: “Мы вам все покажем и расскажем, но убедительная просьба: граждане, которые собрались на другом берегу, уйдите! Это пожарный берег”. Что делают доблестные граждане? Продолжают есть шашлыки и пить пиво. Шоу продолжается, самолеты летают, и каждый раз спикер говорит: “Граждане, уйдите с пожарного берега”. Граждане не обращают внимания. И наступает момент – я запомнил его на всю жизнь: сначала трехсекундная тишина, потом голосом Левитана ведущий произносит: “А теперь! Самолет Ил-76! Проведет демонстрационное пожаротушение!” И самолет сбрасывает 30 тонн воды на этот пожарный берег. Народ разбегался во все стороны как ошпаренный, это была картина маслом.
справка
“Обогатительная фабрика” – совместный культурологический и образовательный проект медиакомпании “Северный город” и “Норникеля”. Запущен в декабре 2013 года. За несколько лет перед слушателями клуба-лектория выступили Татьяна Толстая, Иван Засурский, Дмитрий Быков, Михаил Полицеймако, Алексей Венедиктов, Виталий Дымарский и другие известные в разных гуманитарных сферах спикеры.
Сппоттинг (от англ. spotting – фотографирование; авиационный споттинг) – особый вид хобби, фотографирование летательных аппаратов, чаще всего самолетов. Фотографов обычно называют споттерами.
ФАКТЫ
Споттинг зародился во времена Второй мировой войны. Тогда британские энтузиасты записывали бортовые номера вылетевших на задания самолетов, а когда они возвращались, по номерам сверяли, кто не вернулся. Потом самолеты стали фотографировать, и позже это превратилось в отдельный жанр фотографии.
Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось удачей заснять советский самолет, потому что в СССР фотографировать аэропорты и самолеты было запрещено.
В России первый официальный авиаспоттинг провели в 2006 году в аэропорту Внуково, второй – в 2007-м в Домодедово. Третья споттинг-сессия состоялась в 2009-м в новосибирском Толмачево. Сейчас все чаще разные российские аэропорты регулярно организуют съемки для споттеров.
Споттеры всего мира передают друг другу информацию о выгодных точках съемки. Например, одни из самых известных в мире мест для споттинга – это пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина, сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса, пляж Май Кхао за аэропортом Пхукета, аэропорт Амстердама, где вместо забора используют ров с водой, поэтому открывается хороший вид на взлетку.
 
Хештег #алыкелинг придумали норильские споттеры Максим Чегодаев: “Боинги” и “Эйрбасы” вы увидите в любом аэропорту. Снимать самолеты малой авиации не менее интересно” Самолеты “NordStar” в ливрее Ю-Лайки – символа зимней Универсиады-2019 – стали одними из любимых объектов для съемок Фото: Артем ФИНН Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
 
По теме
Министерство экологии Красноярского края Сегодня в Арбитражном суде Красноярского края завершилось рассмотрение дела о сохранении статуса особо охраняемой территории для дендрария в Академгородке.
Автор фото: www.yandex.ru/maps - Газета Красноярский рабочий Автор фото: www.yandex.ru/maps В Республике Хакасия в региональном сегменте сети Интернет, социальных сетей и блогосферы получила распространение публикация, размещенная в одном из Telegram-каналов,
Газета Красноярский рабочий
false - Газета Тубинские Вести Во многих образовательных учреждениях нашего района прошли мастер-классы, тематические мероприятия.
Газета Тубинские Вести
Неделя детской и юношеской книги 2024 - ЦБС Боготольского района В библиотеках Боготольского района прошло главное событие марта. Книжная неделька 22 марта в Каштановской библиотеке в рамках открытия Недели детской и юношеской книги состоялось знакомство с новинками «Книга для каникул».
ЦБС Боготольского района