Фото: norilsk-zv.ru
– Кирилл Русланович, расскажите, чем проект тиражирования системы в НПР отличается от пилотного проекта внедрения?
– Тиражирование SAP в Норильском промышленном районе – сложный и очень ответственный проект, рассчитанный до 2022 года. Провести его планируется в несколько этапов, и он охватит все предприятия НПР. В первый объем внедрения входят Заполярный Филиал (ЗФ) и “Норильскникельремонт” (“ННР”).
Предприятия НПР в составе “Норникеля” – это 80% выручки и всех объемов производства, поэтому логично, что после пилота было принято решение начать тиражирование в самом большом регионе. Однако “тиражирование” – понятие довольно условное. Просто скопировать шаблонные решения пилота не получится. В первую очередь надо учитывать специфику Заполярного филиала, удаленность и замкнутость территории, огромную долю вспомогательного производства со своими особенностями, со своими бизнес-процессами, предприятиями – НОК, ЗСК, ПЕСХ, – которых нет ни в Кольской ГМК, ни в Быстринском ГОК.
Проект стартовал в апреле 2017 года. Был проведен глубокий анализ соответствия бизнес-процессов шаблону SAP ERP. В настоящий момент идет работа по разработке и согласованию концептуального дизайна системы. Далее предстоит большая работа по настройке и разработке системы, обучению персонала, тестированию системы, подготовке к запуску и запуск в январе 2019 года.
– Расскажите, какие уроки пилотного проекта будут учтены при реализации проекта в НПР?
– Мы проанализировали пилотный запуск SAP на Кольской площадке и в Быстринском ГОК и учли основные критически важные для проекта уроки. Одним из них является миграция данных. В ЗФ более 200 исторических систем – источников данных для миграции. Необходимо увязать между собой все данные и справочники в шаблонах и организовать процесс их переноса в новую систему без потерь. Факторы сроков и качества миграции данных были учтены, и поэтому в НПР на процесс подготовки данных и миграцию отводится ровно один календарный год.
Второй момент связан с обучением. В Кольской ГМК оно строилось на идеальных ситуациях с неполными данными. Когда пользователи приступили к работе в системе, то жизнь оказалась более многогранной по сравнению с тем, что закладывалось в систему обучения.
В НПР обучение планируется строить с использованием прототипа реальной работающей системы с огромным числом живых сценариев.
Кроме того, мы в два раза увеличили количество обучающих часов на одного пользователя. Ведется работа по подготовке учебных классов для 9000 конечных пользователей.
Основной период обучения придется на III – IV квартал 2018 года и будет проходить в несколько этапов с последующим контрольным тестированием.
– С какими особенностями столкнулась команда проекта в процессе внедрения системы на предприятиях НПР?
– Как я уже говорил, это огромная доля вспомогательного производства со своими особенностями, своими бизнес-процессами, удаленность и замкнутость площадки.
Параллельно с внедрением SAP ERP в НПР запущен проект по внедрению КХД (корпоративного хранилища данных). Все расхождения сейчас дорабатываются, и с января 2019 года появится специальный интерфейс, где будет предустановлено более 200 шаблонов отчетов, формирующихся на базе данных SAP ERP.
– Кто является участниками проекта и какая роль отводится норильчанам в его реализации?
– Команда проекта состоит из сотрудников главного офиса, консультантов компании-подрядчика “БДО Юникон Бизнес Солюшнс”, Центра компетенций SAP НН-ОЦО и сотрудников НПР.
Согласно приказу по ЗФ были сформированы рабочие группы и назначены руководители по каждому из направлений: снабжению, инвестициям, бухгалтерскому и налоговому учету, экономике, казначейству и так далее – всего 10 функциональных групп. Общая численность команды Норильска – более 300 человек. Это специалисты ЗФ, “ННР” и ЗСК. После запуска в проектную эксплуатацию с января 2019 года в системе будут работать 9000 конечных пользователей.
Специалисты рабочих групп играют в проекте основную роль. Это наш “методологический костяк”, который определяет концептуально, как будет выглядеть система. Для консультантов БДО и специалистов главного офиса это люди, знающие реальные особенности производства, все его бизнес-процессы, и без них запуск системы попросту невозможен.
Хочется отметить, что участие в проекте для сотрудников НПР – ответственная и сложная миссия, дающая им, однако, весьма ощутимые преимущества. Это значимый опыт проектной работы, участие в масштабном процессе качественных изменений НПР и, наконец, получение экспертизы в системе, которая является одной из ведущих в мире.
– Предполагается ли какое-либо сопровождение пользователей SAP ERP после внедрения?
– К моменту запуска системы будут организованы три линии поддержки. Первая – операционная поддержка пользователей – будет осуществляться на месте, непосредственно в НПР. Это команда быстрого реагирования, куда можно будет обратиться в случае возникновения проблем при пользовании системой.
Вторая и третья линия – технические. Они расположены удаленно, в Саратове и Москве, где уже имеется экспертиза по итогам пилотного проекта.
Кроме этого, после старта проекта какое-то количество времени по договору будет поддерживать систему и подрядчик.
– Что входит в функционал удаленной поддержки SAP?
– Команда SAP ERP делится на три группы: специалисты по внедрению, поддержке и эксплуатации. Команда внедрения трудится над доработкой стандартной системы под нашу специфику, команда поддержки – это, другими словами, горячая линия, а команда эксплуатации поддерживает саму систему в части мониторинга изменений и обновления процессов. Как только появляются какие-либо изменения, например, с точки зрения законодательства, требуется проводить обновления системы.
– Какие преимущества получит компания от внедрения SAP ERP?
Руководство – удобную, объективную аналитику и инструменты ответственного управления на основе фактических данных, пользователи – прозрачность изменений в реальном времени, автоматизацию основных транзакций, исключающую ошибки, связанные с ручным вводом, использованием множества разнородных систем и просто действием человеческого фактора.
Причем внедрение системы не закончится в 2019 году. Руководство “Норникеля” делает ставку на систему в перспективе на 10 и более лет. На базе SAP строятся остальные IT и смежные проекты в компании. А значит, в итоге мы получим единое информационное пространство, которое позволит специалистам каждого подразделения становиться в большей степени аналитиками, а рутинные процедуры сбора и обработки первичных данных будут выполняться в автоматизированном режиме. Сократится срок закрытия отчетных периодов.
– А что изменится для обычного рабочего ЗФ?
– С января 2019 года в соответствии со своими функциональными обязанностями только 9000 сотрудников предприятий НПР начнут работать в системе. Если говорить об изменениях – значительный объем документации и бизнес-операций заменит система. Например, с точки зрения ремонта в SAP это пообъектный учет: все оборудование, здания-сооружения, техника делятся на объекты. По каждой группе создается ТОРО-заказ. Под этот ТОРО-заказ система обращается к складу и смотрит, что необходимо для начала ремонтных работ. Снабженец, получая заказ от ремонтника, видит, под какое конкретно оборудование ему необходимо доставить материалы. Все работают в единой системе, и все модули увязаны между собой. При этом каждый пользователь видит только свой участок работы и частично смежные, необходимые для выполнения подряда.
– Что бы вы хотели пожелать участникам проекта?
– Не каждому человеку доводится участвовать в столь масштабной и столь интересной работе. Подобного проекта в перспективе 5–10 лет не предвидится в нашей стране. Хочется пожелать всей команде удачи. И пусть грядущие воспоминания об этом времени будут исключительно позитивными! Фото: Марина ПЕШКОВА Текст: Марина БУШУЕВА
Источник: Газета Заполярный Вестник
08.12.2017 11:14