Нерешаемых задач нет

Фото: norilsk-zv.ru
Их миссия – продлевать жизнь машинам и промышленным агрегатам на долгие годы. Без них встанут заводы и фабрики и не полетят в космос космические корабли. С некоторыми представителями этой профессии “Заполярный вестник” познакомился на конкурсе профессионального мастерства на звание “Лучший слесарь-ремонтник ООО “Норильскникельремонт”. Есть такая профессия
Достаточно набрать в поисковике родной газеты “слесарь-ремонтник”, и тотчас выскакивают десятки публикаций по теме. Вот они ремонтируют печи взвешенной плавки на “Надежде”. А вот с разводными ключами в руках готовятся чинить клинкерную линию на цементном заводе. “Лечат” тепловозы, думпкары и автокраны. Собирают детали и узлы механического оборудования. Ремонтируют шаровые мельницы и насосы высокого давления. Карабкаются по крану 50-метровой высоты и мгновенно ставят диагноз остановившейся под землей “пэдээмке”. Накануне нынешнего Дня металлурга “Норильскникельремонт” одновременно работал с оборудованием сразу четырех предприятий Заполярного филиала: ТОФ, НОФ, медного завода и НМЗ. Часто их труд – самый настоящий подвиг.
Вопрос председателю конкурсной комиссии, заместителю главного механика производственного объединения “Норильскремонт” Ролану Джусоеву, который тоже начинал свою трудовую биографию в Норильске слесарем-ремонтником на Норильской обогатительной фабрике:
– Ролан Зелимханович, есть ли такая сфера, где нет представителей данной профессии? Они же повсюду?
– Конечно. Космические корабли тоже собирают слесари-ремонтники. У нас на горных переделах название у них немного другое, но это тот же человек, который работает руками и головой.
– Как вы думаете, какова главная цель конкурсов профмастерства, проводимых в “Норильск-никельремонте”, и, в частности, нынешнего?
– Конкурс – один из вариантов поднять престижность этой профессии. И сами ребята это тоже чувствуют и понимают: они не просто отработали и ушли, забыли про работу, но имеют большое стремление к учебе, саморазвитию, подают пример молодежи.
– Часто приходится слышать от руководителей ремонтных служб, что внешние подрядчики очень проигрывают в сравнении с рабочими из Норильска. У наших слесарей-ремонтников какая-то особая хватка?
– Есть такое. Норильчане действительно котируются на большом советском постпространстве. На Севере людей приучают к мысли, что нерешаемых задач нет. Ставится задача – надо выполнить.
Теория и практика
Конкурс начинается. Один из членов конкурсной комиссии Тимур Аккубеков, по основной профессии инженер-механик РМСТ “Норильскэнергоремонт”, поясняет: за 30 минут каждый из участников должен изготовить крышку для кронштейна – согласно чертежу. Но сначала нужно подготовить рабочее место, выбрать необходимые инструменты, проверить, в исправности ли заточный и сверлильный станки.
Соревнование предполагает наличие некоторых подвохов. Вот и при выборе заготовки ухо нужно держать востро. Размер крышки в готовом виде должен быть 10 на 10 сантиметров, но заготовки рубила машина, поэтому размер металлических квадратиков может оказаться чуть меньше – тогда на выходе крышку забракует жюри. Или значительно больше – тогда времени на обтачивание уйдет слишком много. Вот почему председатель комиссии обращается к участникам со словами “Выберите заготовку” с нажимом на слове “выберите”.
Еще одна хитрость: эти мужчины ремонтируют на службе зачастую очень сложные механизмы, а тут совсем простое задание. Вполне можно утратить бдительность.
– Это курс слесарного дела училища, – поясняет Илья Васильев, слесарь-ремонтник производственного объединения “Норильскремонт”. Место действия конкурса – его родной участок малой механизации управления “Норильскпылегазоочистка”.
– Мы на работе такие крышки не делаем, – рассказывает Илья Владимирович. – Видите, у нас на полках насосы, домкраты. Нет такого – вытачивать вручную, все на станках делается. Я взял большую заготовку, стачивал ее, стачивал… вспомнил годы учебы в училище, было это 35 лет назад.
Вот еще один из конкурсантов утратил бдительность: чуть не забыл про резьбу. Другой сделал ее сверлом не того размера… В идеале за 30 минут заготовка из шершавого квадратика должна превратиться в блестящий предмет с закругленными углами и четырьмя отверстиями с резьбой по краям. Все размеры должны быть как на чертеже.
Кроме практики, как всегда, участники отвечают на тесты по теории. Вопросов – 20, есть среди них и по искусственному дыханию. Охрана труда на таких конкурсах всегда оценивается особо.
Конкурсная комиссия считает баллы и определяется с победителями.
Первое место – у Петра Ужегова (СШРУ), второе – у Азата Ахмадишина (РСТ), третье присуждено Илье Васильеву (ПО “Норильскремонт”). Лучший в практике – Виталий Вернер (РМСТ “Норильск-энергоремонт”), лучший в теории – Андрей Беспалов (ПО “Норильсктрансремонт”).
Конкурсанты
Трое ребят из специализированного шахторемонтного управления за словом в карман не лезут.
– Да, мы из знаменитого СШРУ, с участка капитального ремонта самоходного дизельного оборудования шахты “Ангидрит”, – рассказывает Петр Ужегов. – Ремонтируем самосвалы, ПДМ, вспомогательную технику. Работники у нас квалифицированные, проходят обучение в “Восточной технике” в Новосибирске, в Петербург ездили. Впервые в этом году мы целенаправленно “откапиталили” три машины – “Катерпиллары”, “Атлас Копко”. И раньше этим занимались, но не до такой степени. В этот раз разобрали их до болтиков. Переваривали рамы, где-то были протертости, нарушения защиты, консультировались с представителями данных фирм. Устраняли поломки, кузов заново красили своими же руками, а потом по узлу, по агрегатам все комплектовали, собирали.
– А сервисное обслуживание?
– У “Восточной техники” узкая специализация: только техника “Катерпиллар”. А нам приходится ремонтировать машины разных фирм: и “Катерпиллар”, и “Атлас Копко”, и “Нормет”. А они разные.
– И много вас таких?
– Много, – с улыбкой отвечает Петр Ужегов.
Рядом стоит совсем молодой паренек – Александр Сухарев. Ему 24 года.
– Это мой ученик, – говорит Петр, – и тоже, вам скажу, соображает. У него три года практики. Прошел хорошую школу. Знает “Катерпиллар” в некоторых местах даже лучше, чем я.
– А это специалист по гидравлике, – представляет Ужегов еще одного представителя СШРУ, Сергея Соловьева. – У него редкая профессия.
– Чем редкая?
– Думаю, просто не каждому дано ее освоить, – поясняет Сергей Соловьев. – В подземной технике же нет электричества, в основном гидравлика. Чтобы разобраться, какой поток гидравлики куда пошел: на рулевое управление, тормоза, подъем стрелы или подъем кузова, – нужно в целом видеть картину движения масла по машине, знать, какой клапан за что отвечает, что куда распределяется.
Талант, серьезные курсы повышения квалификации, больше десяти лет практики – и когда-то очень далекий от гидравлики паренек превратился в профи. Говорит, три года ушло на обучение азам его дела. Чтобы распознавать каждую единицу техники, понадобилось еще пять лет.
– Есть у нас люди, которые хорошо понимают в гидравлике, есть те, кто понимает в электрооборудовании, другие разбираются в узлах и агрегатах, коробках передач, трансмиссии, моторах, – рассказывает Петр Ужегов. – У нас бригада комплексная, работаем по разным направлениям. Хорошая помощь – сопутствующая литература и каталоги. Машины же приходят новые, у них свои особенности.
– И после работы приходится вникать?
– Бывало, мы и по две смены работали, и в выходные выходили. Если очень надо, то и в ночь остаемся. Но потом приятно, когда машина из “капиталки” выходит как новенькая. Ее жизнь продлевается на многие годы.
 
Тест по теории: выбери свой вариант ответа Участникам пришлось вспомнить азы слесарного дела Главное оборудование – заточный и сверлильный станки Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
 
По теме
В прямом эфире дорожные полицейские пригласили красноярцев и гостей города на праздник Госавтоинспекции - ГУ МВД Красноярского края Автоинспекторы в прямом эфире в программе «Утренний кофе» на телеканале «Афонтово» пригласили горожан и гостей краевого центра на кольцевые гонки среди экипажей ДПС Сибирского федерального округа.
21.06.2018
Копилка добрых дел - Министерство социальной политики В жизни иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда нуждаешься в помощи.
21.05.2018
 
Общественники «Старшего поколения» проинспектировали госпиталь ветеранов войны - Единая Россия В рамках реализации проекта «Единой России» «Старшее поколение» во всех субъектах РФ члены общественных советов партпроекта провели мониторинг состояния материально-технической базы в медучреждениях для ветеранов войны.
04.04.2018
 
Мэр Красноярска Сергей Ерёмин провёл прямой эфир в социальной сети - ИА Запад24 Мэр Красноярска Сергей Ерёмин провёл прямой эфир в социальной сети. Трансляция велась в паблике «Город Красноярск» и горожане могли озвучивать свои проблемы в течение часа, прозвучали ответы и на вопросы, поступившие заранее.
16.03.2018
JPG Файл - ГУ МВД Красноярского края Глава ЗАТО г.Зеленогорска Павел Корчашкин вручил благодарности сотрудникам Отдела МВД России по ЗАТО г.Зеленогорск В малом зале Дворца культуры состоялась церемония награждения почетными грамотами и благодарностями горожан,
22.07.2018 ГУ МВД Красноярского края
«Пиковой дамой» А.С. Пушкина, произведением с богатой сценической и кинематографической судьбой, закрывается творческий сезон в норильском театре драмы.
19.07.2018 Заполярная правда
В рамках выставки «Где я буду. Избранные произведения из коллекции ММОМА» в Красноярске Московский музей современного искусства объявляет очередной запуск проекта «ASKme.
19.07.2018 Наш Красноярский край
На первой в городе площадке для пляжного волейбола 15 июля стартовал I открытый турнир по пляжному волейболу среди мужских и женских команд, посвященный юбилею города Норильска, Дню металлурга,
19.07.2018 Заполярная правда
Российские ученые создали два демонстрационных образца «летающего внедорожника» с вертикальным или сверхкоротким взлетом и посадкой.
20.07.2018 Наш Красноярский край
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края В период с 16 по 22 июля 2018 года специалисты Минэкологии провели 14 рейдов в Красноярске.
23.07.2018 Администрация Красноярского края