По реке как по хайвею

Фото: norilsk-zv.ru
Кто из нас в детстве не стоял у игрушечного штурвала, играя в моряков? Любому из участников нашего проекта “Совсем другое дело” можно позавидовать: он действительно “сбывает” детские мечты. Перед самым закрытием навигации капитаном катера на один день стал старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения норильской Госавтоинспекции Михаил НАЗАРОВ.
Помог нам в этом “Норильскникельремонт”. У этой организации есть собственный речной флот из пяти катеров. На борт одного из них мы поднялись, чтобы отправиться в небольшое, но увлекательное путешествие по реке Норильской. И узнали, чем своенравна Норило-Пясинская водная система, что должен уметь капитан и почему знаменитые “каэски” называют речными внедорожниками. В редакции шутили: “Михаил переоделся из одной формы в другую”. Капитан полиции на время переквалифицировался в капитана речного катера. И обе формы оказались ему к лицу – есть мужчины, которые как будто с рождения умеют носить китель и фуражку.
Для нашего эксперимента “Норильскникельремонт” предоставил свое маломерное судно – водометный катер КС-110. Линейку “каэсок” выпускает Костромской судомеханический завод. Сто десятая модель – одна из новых. Она прошла испытания в акватории завода-производителя летом 2013 года.
Эти прогулочные катера – речные трамвайчики – не случайно называют еще речными внедорожниками. Их устройство и технические характеристики позволяют устойчиво держаться на воде в штормовых условиях. На днище нет выступающих частей, движительно-рулевой комплекс хорошо защищен, в системе охлаждения двигателя применяется донный холодильник. “Каэски” маневренны, способны ходить в условиях быстрого течения и водного “бездорожья”, по мелководью, по засоренному фарватеру, по траве и бревнам, причаливать практически к любому, даже необорудованному берегу.
 
Как капитан капитана учил
Берега Норилки уже в снегу. Река готовится к ледоставу, а речники – к закрытию сезона и зимним ремонтам судов. (Официально навигация на Норилке закрывается 1 октября. – Авт.) На причале нас встречают руководитель флотилии ООО “Норильскникельремонт” Михаил Пушкин, капитан-механик катера Александр Хомяков и капитан-наставник Павел Степанов. Они и будут помогать Михаилу управлять катером, одновременно выступая нашими экскурсоводами.
По трапу поднимаемся на палубу. Нам показывают, под каким люком находится двигатель и где расположены топливные баки.
– Любое судно – сложное инженерно-техническое сооружение, и капитан обязан знать, как оно устроено, – рассказывает Павел Степанов. Он опытный речной волк – на воде с 14 лет. В свое время окончил Астраханскую мореходку, ходил на больших судах в Астрахани и Владивостоке. Потом отучился в Красноярском командном речном училище – морякам нельзя было работать на реке – и переехал в Норильск. Здесь живет больше 30 лет. Суда уже не водит, но отвечает в “Норильскникельремонте” за их безопасную эксплуатацию. Выступает наставником и помогает таким странным гостям, как мы.
– На сколько этому катеру хватает топлива?
– Примерно на 450–550 километров. Но на случай шторма надо иметь запас литров 70, потому что расход увеличивается.
– Куда он ходит?
– Мы возим работников нашего предприятия на турбазу “Легенды Севера – 2”, расположенную на озере Лама. Все лето, почти каждый день, кроме понедельника. Понедельник на флоте – выходной.
– Есть какие-то правила передвижения по воде или можно плыть как хочешь? Здесь ведь нет ни знаков, как на дороге, ни разметки.
– Конечно, есть правила плавания. В них много разных положений, которые надо соблюдать, – скорость, дистанция от берега. Расхождение с другим судном и обход – только левыми бортами. Правил много.
– Чтобы встать за штурвал, надо получить права. Для судовождения тоже выдают права разных категорий, как водителям автотранспорта?
– Да, есть 11 категорий, в зависимости от типа судов. Наш катер – это первая категория, 11-я – это большие пассажирские лайнеры.
Михаил Назаров, по его собственному признанию, всегда интересовался техникой. Поэтому задает вопросы, больше касающиеся технической части. Мы узнаем, что мощность катера – 250 лошадиных сил. Силовая установка состоит из дизеля и водометного движителя. Длина катера 13,3 метра, ширина – 3,2 метра, высота – 4,6, осадка – 0,5. Корпус сделан из стали и весит 2,6 тонны. Полное водоизмещение составляет 10 тонн.
Узнаем и новый для нас термин – “килеватость”. Это угол между воображаемой горизонтальной линией, примыкающей к килю, и линией днища. У “каэски” угол килеватости – около 9°. Это тоже влияет на ходовые характеристики судна. Скорость хода катера – до 33 километров в час. Он может брать на борт 12 пассажиров.
– В мореходных характеристиках мы прочитали, что КС-110 предназначен для районов плавания с литерой Р. Что это значит?
Это районы плавания в зависимости от высоты волны. Их обозначают буквами: Л – 0,6 метра, Р – 1,2, О – 2,5 и М – 4 метра.
 
Круизное настроение
Внутри катера тепло. В пассажирском салоне удобные диванчики, полки, стол. Уюта добавляет чайник на плите. Нас покачивают волны, и кажется, что мы вовсе не на работе, а где-то на материке в отпуске.
Отплываем. Поскольку за штурвалом – новичок, возникает легкая тревога.
– Этот катер вообще может перевернуться?
– Нет, не может. Пробовали – не получается, – смеется наставник.
Но мы решаем, что в рубке лучше не лезть под руку, а просто слушать, о чем говорят капитаны, опытный и начинающий, и любоваться водой и прибрежными видами тундры, только-только начинающей укрываться снегом.
– Помни, что управляешь не носом, а струей сзади, – наставляет капитан капитана. – Раз, повернул, резче, и чуть-чуть назад. Здесь прибор, который показывает положение руля. Учитывай движение винта и корпуса. Перед мостом делаем поворот… Скорость течения в данный момент в Норилке около 4–6 километров в час. Сейчас чувствуем сопротивление, потому что идем против течения: шли со скоростью 22–23 километра в час, сейчас – 20.
– А как газануть чуть-чуть? Любую технику надо пробовать на скорости. Вроде бы получается вести ровно, больше не виляю. Ух!
– Когда в большие озера выйдешь – вот там ух, класс! Адреналин. Как по новому асфальту. Но сейчас на реке движение свободное, не штормит, на ровной воде катер управляется прекрасно.
– Что еще показывают приборы?
– Здесь эхолот, локатор и одновременно лаг – навигационный прибор для измерения скорости и пройденного расстояния.
– А какие глубины в реке и озерах?
– В Норилке в среднем глубина по этой воде 4–6 метров. Попадаются ямы 12–18 метров.    В озерах есть и 60 метров глубина. Напротив нашей турбазы на Ламе эхолот отбивал 260 метров в озере и “терялся”, больше не находил дно.
 
Горы – главный ориентир
Пока штурвал занят, успеваем поговорить с капитаном-механиком судна Александром Хомяковым. На КС-110 он ходит год, до этого водил морской катер. Считает, что у морского мореходные качества лучше. Зато этот – новый, 2013 года выпуска.
– Я всю жизнь на флоте, – рассказывает Александр. – Приехал из Томской области, окончил Томское речное училище, сейчас предстоит защита диплома в Красноярском институте водного транспорта. Ходил на больших теплоходах по Оби, Томи, Иртышу. В Норильске живу четыре года. Приехал, потому что здесь стабильность и зарплаты лучше.
– Сколько километров вы проходите отсюда до турбазы на Ламе? Есть сложные участки на маршруте?
– Примерно 125 километров. Сложные – речки Лама и Талая, озеро Мелкое. По Талой надо идти осторожно, там много порогов и быстрое течение. На песчаных участках есть опасность сесть на мель. На озерах довольно часто шторма, особенно осенью. Но именно этот катер может ходить в шторм, для других это опасно – запросто может захлестнуть волной.
– Я как-то видела полный штиль на Ламе, это очень красиво: вода совершенно как зеркало, без единой “морщинки”.
– Полный штиль – это тоже плохо, вода сливается с небом, не видишь берега, у тебя нет ориентира.
– На реках капитан выполняет еще и роль лоцмана. Постоянно водя катер по одному маршруту, вы становитесь знатоком фарватера. Кроме лоции, бакенов и знаков на мосту, по чему еще ориентируетесь?
– Самый главный ориентир – горы, они никуда не исчезнут. Где-то – приметный куст или дерево. Оганерская больница, которую видно издалека. Заводские трубы. Надо раза три-четыре пройти маршрут, чтобы запомнить все ориентиры, это зависит от человека и его зрительной памяти.
– У вас сезонная работа. Чем вы занимаетесь, когда закрывается навигация?
– До нового года у капитанов и помощников будут отпуска, а потом начнем заниматься ремонтом судов.
 
Капитан Михаил Назаров – о своих впечатлениях
– Участие в проекте “Совсем другое дело” – это очень круто. Мне не просто дали порулить, но еще и кучу фотографий сделали, в новостях выйдет видеосюжет, а в газете – статья, это же все память.
Мы прокатились по Норилке, и это восторг! Представляю, какой кайф испытывает человек, когда идет по большой воде.
И вы, и я все время сравнивали управление катером с управлением автомобилем на дороге. Конечно, оно совсем другое, надо совершать другие маневры, все время подруливать. Когда заходишь в капитанскую рубку, понимаешь, что это другая ответственность. Ни в коем случае нельзя просто ехать, положив одну руку на штурвал, как на руль в автомобиле, и разговаривать: только отвлекся – катер уже ведет в другую сторону. Пока его успокоишь, проедешь свою остановку. Это не игрушки.
Мой наставник Павел Степанов с 14 лет на флоте. Гвозди бы делать из этих людей. Представляю, в каких штормах и передрягах он побывал. То, как мы сегодня покатались, – это, считай, по хайвею. Те, кто связал жизнь с флотом, должны хорошо знать свое судно, его устройство, многое уметь делать физически, быть в хорошей форме и обладать отличным зрением. Знать навигационные огни, узлы, правила радиоэфира. И речку пройти не один раз, чтобы чувствовать течение и все особенности фарватера. Управлять судовым механизмом не каждому дано, кроме физических данных, нужно призвание.
 
Где научат?
Мест, где учат профессии капитана, довольно много. Самые элементарные знания и навыки можно получить на курсах по судовождению маломерных судов, в мореходных центрах и яхтенных школах. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Астрахани, Красноярске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других городах. После таких курсов вы получаете право управления мотолодкой, катером, гидроциклом, парусной яхтой в различных районах плавания с последующей сдачей экзаменов в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.
Вузы и мореходные училища, где обучают специальности “судовождение”, есть во всех приморских городах. В Питере это Государственная морская академия имени адмирала Макарова, в Калининграде – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, во Владивостоке и Мурманске – Морской рыбопромышленный колледж, в Новосибирске – Государственный морской университет имени адмирала Ушакова. В Нижнем Новгороде есть Волжская государственная академия водного транспорта, ее окончил Михаил Пушкин, получив специальность “Инженер управления и организации водного транспорта на предприятии”.
Полный список профильных вузов не уместить в этой статье, но его можно найти в Интернете и на морских сайтах и форумах morehod.ru и seafleet.ru.
Все абитуриенты мореходок обязательно проходят медкомиссию и психологический тест. Человеку с плохим здоровьем и неустойчивой психикой не место на воде.
И прежде чем стать настоящим капитаном, надо пройти путь от матроса до старпома. Руководитель флотилии “ННР” Михаил Пушкин рассказывает об общих принципах работы флота Управлять катером – совсем не то же самое, что автомобилем Здесь даже аптечка особенная. Говорят, ее достаточно, чтобы принять роды “Вот столько впечатлений” Фото: Николай ЩИПКО Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
 
По теме
В результате прокурорского вмешательств администрация ЗАТО г. Железногорск демонтировала незаконно установленные рекламные конструкции - Прокуратура Прокуратурой ЗАТО г. Железногорск во взаимодействии с ОГИБДД МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск проведена выездная проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о рекламе.
23.05.2018
 
В администрации Ачинска заместители главы заработали меньше некоторых специалистов - ИА Запад24 Ачинские чиновники раскрыли сведения о доходах в 2017 году. Среди заместителей главы города в заработке лидирует Пётр Хохлов, который получил 982 498,28 рублей, также он владеет квартирой, земельным участком, гаражом,
23.05.2018
По поручению председателя Законодательного Собрания края Дмитрия Свиридова депутат Павел Семизоров принял участие в официальных мероприятиях празднования Дня полярника, которые прошли в Совете Федерации в Москве.
23.05.2018
 
 
В апреле в дежурную часть полиции от женщины поступило сообщение о том, что во время нахождения в городской поликлинике неизвестный похитил у нее стоявшую на подоконнике дамскую сумку.
22.05.2018 Канские Ведомости
Оперативникам удалось выйти на след 34-летнего норильчанина, подозреваемого в сбыте и распространении наркотических средств.
22.05.2018 Заполярная правда
EOS 5D Mark IV1011789 - Объединенная дирекция заповедников Таймыра Так сложилось, что участие ФГБУ «Заповедники Таймыра» в программе Музейной ночи на Таймыре стало традиционным, ожидаемым и очень популярным событием.
23.05.2018 Объединенная дирекция заповедников Таймыра
Кинофестиваль "Герой" в Красноярском крае - Русское географическое общество Сегодня в Красноярском крае начался I Всероссийский фестиваль фильмов для детей и юношества "Герой", на котором будут представлены 72 работы современных кинематографистов, в том числе — всероссийские премьеры.
23.05.2018 Русское географическое общество
На Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» с исторической фантасмагорией Анны Бабановой «Жди меня…» по сценарию Владимира Зуева отправились 39 человек, из них актеров - 26.
23.05.2018 Заполярная правда
  23 мая 2018 года в новостной программе на одном из федеральных каналов вышел сюжет о том, что в поселке Зеледеево Емельяновского района в связи с аварийным состоянием  закрыта единственная школа.
23.05.2018 Следственный комитет
С 28 по 30 мая будут производиться гидравлические испытания. Испытания тепловых сетей от Канской ТЭЦ повышенным давлением ежедневно с 800 до 2000 атмосфер.
23.05.2018 Канские Ведомости
За сутки в Красноярском крае в рамках операции «Розыск» сотрудники органов внутренних дел задержали 5 человек, которые находились в федеральном розыске.
23.05.2018 ГУ МВД Красноярского края