Новости города БезФормата.Ru
Норильск
Главные новости
 
Задать вопрос?

По реке как по хайвею

Фото: Николай ЩИПКО  Есть мужчины, которые будто с рождения умеют носить китель и фуражку - Газета Заполярный Вестник
Фото: norilsk-zv.ru
Кто из нас в детстве не стоял у игрушечного штурвала, играя в моряков? Любому из участников нашего проекта “Совсем другое дело” можно позавидовать: он действительно “сбывает” детские мечты. Перед самым закрытием навигации капитаном катера на один день стал старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения норильской Госавтоинспекции Михаил НАЗАРОВ.
Помог нам в этом “Норильскникельремонт”. У этой организации есть собственный речной флот из пяти катеров. На борт одного из них мы поднялись, чтобы отправиться в небольшое, но увлекательное путешествие по реке Норильской. И узнали, чем своенравна Норило-Пясинская водная система, что должен уметь капитан и почему знаменитые “каэски” называют речными внедорожниками. В редакции шутили: “Михаил переоделся из одной формы в другую”. Капитан полиции на время переквалифицировался в капитана речного катера. И обе формы оказались ему к лицу – есть мужчины, которые как будто с рождения умеют носить китель и фуражку.
Для нашего эксперимента “Норильскникельремонт” предоставил свое маломерное судно – водометный катер КС-110. Линейку “каэсок” выпускает Костромской судомеханический завод. Сто десятая модель – одна из новых. Она прошла испытания в акватории завода-производителя летом 2013 года.
Эти прогулочные катера – речные трамвайчики – не случайно называют еще речными внедорожниками. Их устройство и технические характеристики позволяют устойчиво держаться на воде в штормовых условиях. На днище нет выступающих частей, движительно-рулевой комплекс хорошо защищен, в системе охлаждения двигателя применяется донный холодильник. “Каэски” маневренны, способны ходить в условиях быстрого течения и водного “бездорожья”, по мелководью, по засоренному фарватеру, по траве и бревнам, причаливать практически к любому, даже необорудованному берегу.
 
Как капитан капитана учил
Берега Норилки уже в снегу. Река готовится к ледоставу, а речники – к закрытию сезона и зимним ремонтам судов. (Официально навигация на Норилке закрывается 1 октября. – Авт.) На причале нас встречают руководитель флотилии ООО “Норильскникельремонт” Михаил Пушкин, капитан-механик катера Александр Хомяков и капитан-наставник Павел Степанов. Они и будут помогать Михаилу управлять катером, одновременно выступая нашими экскурсоводами.
По трапу поднимаемся на палубу. Нам показывают, под каким люком находится двигатель и где расположены топливные баки.
– Любое судно – сложное инженерно-техническое сооружение, и капитан обязан знать, как оно устроено, – рассказывает Павел Степанов. Он опытный речной волк – на воде с 14 лет. В свое время окончил Астраханскую мореходку, ходил на больших судах в Астрахани и Владивостоке. Потом отучился в Красноярском командном речном училище – морякам нельзя было работать на реке – и переехал в Норильск. Здесь живет больше 30 лет. Суда уже не водит, но отвечает в “Норильскникельремонте” за их безопасную эксплуатацию. Выступает наставником и помогает таким странным гостям, как мы.
– На сколько этому катеру хватает топлива?
– Примерно на 450–550 километров. Но на случай шторма надо иметь запас литров 70, потому что расход увеличивается.
– Куда он ходит?
– Мы возим работников нашего предприятия на турбазу “Легенды Севера – 2”, расположенную на озере Лама. Все лето, почти каждый день, кроме понедельника. Понедельник на флоте – выходной.
– Есть какие-то правила передвижения по воде или можно плыть как хочешь? Здесь ведь нет ни знаков, как на дороге, ни разметки.
– Конечно, есть правила плавания. В них много разных положений, которые надо соблюдать, – скорость, дистанция от берега. Расхождение с другим судном и обход – только левыми бортами. Правил много.
– Чтобы встать за штурвал, надо получить права. Для судовождения тоже выдают права разных категорий, как водителям автотранспорта?
– Да, есть 11 категорий, в зависимости от типа судов. Наш катер – это первая категория, 11-я – это большие пассажирские лайнеры.
Михаил Назаров, по его собственному признанию, всегда интересовался техникой. Поэтому задает вопросы, больше касающиеся технической части. Мы узнаем, что мощность катера – 250 лошадиных сил. Силовая установка состоит из дизеля и водометного движителя. Длина катера 13,3 метра, ширина – 3,2 метра, высота – 4,6, осадка – 0,5. Корпус сделан из стали и весит 2,6 тонны. Полное водоизмещение составляет 10 тонн.
Узнаем и новый для нас термин – “килеватость”. Это угол между воображаемой горизонтальной линией, примыкающей к килю, и линией днища. У “каэски” угол килеватости – около 9°. Это тоже влияет на ходовые характеристики судна. Скорость хода катера – до 33 километров в час. Он может брать на борт 12 пассажиров.
– В мореходных характеристиках мы прочитали, что КС-110 предназначен для районов плавания с литерой Р. Что это значит?
Это районы плавания в зависимости от высоты волны. Их обозначают буквами: Л – 0,6 метра, Р – 1,2, О – 2,5 и М – 4 метра.
 
Круизное настроение
Внутри катера тепло. В пассажирском салоне удобные диванчики, полки, стол. Уюта добавляет чайник на плите. Нас покачивают волны, и кажется, что мы вовсе не на работе, а где-то на материке в отпуске.
Отплываем. Поскольку за штурвалом – новичок, возникает легкая тревога.
– Этот катер вообще может перевернуться?
– Нет, не может. Пробовали – не получается, – смеется наставник.
Но мы решаем, что в рубке лучше не лезть под руку, а просто слушать, о чем говорят капитаны, опытный и начинающий, и любоваться водой и прибрежными видами тундры, только-только начинающей укрываться снегом.
– Помни, что управляешь не носом, а струей сзади, – наставляет капитан капитана. – Раз, повернул, резче, и чуть-чуть назад. Здесь прибор, который показывает положение руля. Учитывай движение винта и корпуса. Перед мостом делаем поворот… Скорость течения в данный момент в Норилке около 4–6 километров в час. Сейчас чувствуем сопротивление, потому что идем против течения: шли со скоростью 22–23 километра в час, сейчас – 20.
– А как газануть чуть-чуть? Любую технику надо пробовать на скорости. Вроде бы получается вести ровно, больше не виляю. Ух!
– Когда в большие озера выйдешь – вот там ух, класс! Адреналин. Как по новому асфальту. Но сейчас на реке движение свободное, не штормит, на ровной воде катер управляется прекрасно.
– Что еще показывают приборы?
– Здесь эхолот, локатор и одновременно лаг – навигационный прибор для измерения скорости и пройденного расстояния.
– А какие глубины в реке и озерах?
– В Норилке в среднем глубина по этой воде 4–6 метров. Попадаются ямы 12–18 метров.    В озерах есть и 60 метров глубина. Напротив нашей турбазы на Ламе эхолот отбивал 260 метров в озере и “терялся”, больше не находил дно.
 
Горы – главный ориентир
Пока штурвал занят, успеваем поговорить с капитаном-механиком судна Александром Хомяковым. На КС-110 он ходит год, до этого водил морской катер. Считает, что у морского мореходные качества лучше. Зато этот – новый, 2013 года выпуска.
– Я всю жизнь на флоте, – рассказывает Александр. – Приехал из Томской области, окончил Томское речное училище, сейчас предстоит защита диплома в Красноярском институте водного транспорта. Ходил на больших теплоходах по Оби, Томи, Иртышу. В Норильске живу четыре года. Приехал, потому что здесь стабильность и зарплаты лучше.
– Сколько километров вы проходите отсюда до турбазы на Ламе? Есть сложные участки на маршруте?
– Примерно 125 километров. Сложные – речки Лама и Талая, озеро Мелкое. По Талой надо идти осторожно, там много порогов и быстрое течение. На песчаных участках есть опасность сесть на мель. На озерах довольно часто шторма, особенно осенью. Но именно этот катер может ходить в шторм, для других это опасно – запросто может захлестнуть волной.
– Я как-то видела полный штиль на Ламе, это очень красиво: вода совершенно как зеркало, без единой “морщинки”.
– Полный штиль – это тоже плохо, вода сливается с небом, не видишь берега, у тебя нет ориентира.
– На реках капитан выполняет еще и роль лоцмана. Постоянно водя катер по одному маршруту, вы становитесь знатоком фарватера. Кроме лоции, бакенов и знаков на мосту, по чему еще ориентируетесь?
– Самый главный ориентир – горы, они никуда не исчезнут. Где-то – приметный куст или дерево. Оганерская больница, которую видно издалека. Заводские трубы. Надо раза три-четыре пройти маршрут, чтобы запомнить все ориентиры, это зависит от человека и его зрительной памяти.
– У вас сезонная работа. Чем вы занимаетесь, когда закрывается навигация?
– До нового года у капитанов и помощников будут отпуска, а потом начнем заниматься ремонтом судов.
 
Капитан Михаил Назаров – о своих впечатлениях
– Участие в проекте “Совсем другое дело” – это очень круто. Мне не просто дали порулить, но еще и кучу фотографий сделали, в новостях выйдет видеосюжет, а в газете – статья, это же все память.
Мы прокатились по Норилке, и это восторг! Представляю, какой кайф испытывает человек, когда идет по большой воде.
И вы, и я все время сравнивали управление катером с управлением автомобилем на дороге. Конечно, оно совсем другое, надо совершать другие маневры, все время подруливать. Когда заходишь в капитанскую рубку, понимаешь, что это другая ответственность. Ни в коем случае нельзя просто ехать, положив одну руку на штурвал, как на руль в автомобиле, и разговаривать: только отвлекся – катер уже ведет в другую сторону. Пока его успокоишь, проедешь свою остановку. Это не игрушки.
Мой наставник Павел Степанов с 14 лет на флоте. Гвозди бы делать из этих людей. Представляю, в каких штормах и передрягах он побывал. То, как мы сегодня покатались, – это, считай, по хайвею. Те, кто связал жизнь с флотом, должны хорошо знать свое судно, его устройство, многое уметь делать физически, быть в хорошей форме и обладать отличным зрением. Знать навигационные огни, узлы, правила радиоэфира. И речку пройти не один раз, чтобы чувствовать течение и все особенности фарватера. Управлять судовым механизмом не каждому дано, кроме физических данных, нужно призвание.
 
Где научат?
Мест, где учат профессии капитана, довольно много. Самые элементарные знания и навыки можно получить на курсах по судовождению маломерных судов, в мореходных центрах и яхтенных школах. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Астрахани, Красноярске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других городах. После таких курсов вы получаете право управления мотолодкой, катером, гидроциклом, парусной яхтой в различных районах плавания с последующей сдачей экзаменов в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.
Вузы и мореходные училища, где обучают специальности “судовождение”, есть во всех приморских городах. В Питере это Государственная морская академия имени адмирала Макарова, в Калининграде – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, во Владивостоке и Мурманске – Морской рыбопромышленный колледж, в Новосибирске – Государственный морской университет имени адмирала Ушакова. В Нижнем Новгороде есть Волжская государственная академия водного транспорта, ее окончил Михаил Пушкин, получив специальность “Инженер управления и организации водного транспорта на предприятии”.
Полный список профильных вузов не уместить в этой статье, но его можно найти в Интернете и на морских сайтах и форумах morehod.ru и seafleet.ru.
Все абитуриенты мореходок обязательно проходят медкомиссию и психологический тест. Человеку с плохим здоровьем и неустойчивой психикой не место на воде.
И прежде чем стать настоящим капитаном, надо пройти путь от матроса до старпома. Руководитель флотилии “ННР” Михаил Пушкин рассказывает об общих принципах работы флота Управлять катером – совсем не то же самое, что автомобилем Здесь даже аптечка особенная. Говорят, ее достаточно, чтобы принять роды “Вот столько впечатлений” Фото: Николай ЩИПКО Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Никита Трегубов – призер чемпионата Европы - KraySport.RuВ Австрии в Иглсе проходит чемпионат Европы по бобслею и скелетону, который также является пятым этапом Кубка мира.
16.12.2017 KraySport.Ru
Сотрудница магазина удерживала девушку, а та в свою очередь пыталась ее ударить - NGS24.RuСотрудница магазина удерживала девушку, а та в свою очередь пыталась ее ударить Соответствующее видео было опубликовано на YouTube.
16.12.2017 NGS24.Ru
Одним из основных видов преступлений в телекоммуникационной среде является телефонное мошенничество.
15.12.2017 МВД РФ
От Олимпиады к Универсиаде. На острове Татышев заработал парк зимней Универсиады.
15.12.2017 Седьмой канал
Заведующую детского сада в Красноярском крае, где накануне сантехник надругался над 6-летней воспитанницей, уволили.
15.12.2017 Седьмой канал
В Красноярске директора филармонии уволили после скандалов с хищениями - ИА Запад24Генерального директора красноярской краевой филармонии Юлию Кулакову, которую следователи подозревают в растрате бюджетных денег в размере свыше 18 миллионов рублей, уволили, договр с ней расторгли 12 декабря.
15.12.2017 ИА Запад24
В ФНС России состоялось очередное заседание Общественного совета при ФНС России.
15.12.2017 УФНС России
Конфликт с пассажиркой такси - NGS24.RuКонфликт с пассажиркой такси Напомним, вчера о конфликте таксист анонимно рассказал в соцсети «ВКонтакте».
15.12.2017 NGS24.Ru
Сегодня председатель Красноярского краевого суда Николай Викторович Фуга провел ежегодное итоговое совещание с председателями, заместителями председателей и судьями федеральных судов общей юрисдикции Красноярского края.
15.12.2017 Краевой суд
CHER5644.jpg - АдминистрацияВстреча с бизнес-сообществом города стала установочной, определяющей приоритеты работы на 2018 год.
15.12.2017 Администрация
В деле о гибели женщины из-за падения плитки на голову поставлена точка - Седьмой каналВ Красноярске вынесен приговор главному инженеру компании «Даурия», по чей вине в 2016 году скончалась 53-летняя женщина.
15.12.2017 Седьмой канал
Volkswagen готовит новое поколение седана Lavida - 24auto.RuНовый седан немецкого бренда Volkswagen Lavida 2018 модельного года прездназначается в первую очередь для рынка Китая.
15.12.2017 24auto.Ru
Двое человек заживо сгорели в иномарке после ДТП под Красноярском - ИА Запад24Двое человек сгорели заживо в автомобиле в результате ДТП на 760 км Емельяновской трассы М-53 в районе деревни Малый Кемчуг.
16.12.2017 ИА Запад24
В Омске продолжают взрываться и гореть автомобили - 1-LINEОчередной взрыв машины произошёл в Омске на глазах у пожарных. Об этом сообщают жители Омска в социальных сетях.
16.12.2017 1-LINE
Как сообщили в ГИБДД, в аварии обошлось без пострадавших - NGS24.RuКак сообщили в ГИБДД, в аварии обошлось без пострадавших Авария произошла накануне днем на улице Партизана Железняка.
16.12.2017 NGS24.Ru
В Норильске сбудут судить семейную пару за распространение наркотиков - Заполярная правда
В Норильске сбудут судить семейную пару за распространение наркотиков
Как установили полицейские, с декабря 2016-го по февраль 2017-го года 35-летний местный житель и его 29-летняя супруга совершили ряд преступлений по незаконному сбыту синтетических наркотических средств на территории Норильска.
Заполярная правда
В Канском районе полицейские раскрыли кражу денег с банковской карты местного жителя
В дежурную часть от мужчины 1989 г.р. поступило сообщение о пропаже карты с имевшимися на ней сбережениями в сумме около 30 тысяч рублей.
Канские Ведомости
В Канском районе полицейские раскрыли кражу денег с банковской карты местного жителя
В дежурную часть от мужчины 1989 г.р. поступило сообщение о пропаже карты с имевшимися на ней сбережениями в сумме около 30 тысяч рублей.
Канские Ведомости
1509310602_thumb_main - Sibnovosti.ruРанее роль шута Риголетто на сцене в Лондоне исполнял Дмитрий Хворостовский.
16.12.2017 Sibnovosti.ru
В Красноярском культурно-историческом музейном комплексе прошла V церемония награждения «Единство доноров» - ККЦК №114 декабря 2017 года в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе состоялась церемония награждения добровольцев «Единство доноров».
15.12.2017 ККЦК №1
ЗАПОВЕДНИКИ ТАЙМЫРА НА ЭВЕНКИЙСКОЙ ЗЕМЛЕ - Объединенная дирекция заповедников ТаймыраОдин из самых старых музеев Красноярского края – Эвенкийский краеведческий музей в ноябре отметил свое 90-летие!
15.12.2017 Объединенная дирекция заповедников Таймыра
Show must go on! - Новая Причулымка
Show must go on!
В драмтеатре отменяют постановки из-за пустого зрительного зала Об этом нам рассказала местная актриса Антонина Крупенникова.
Новая Причулымка
«Полярка» готовит сюрпризы. В январе театральное сообщество Норильска «взорвется» новыми событиями и именами - Заполярная правда
«Полярка» готовит сюрпризы. В январе театральное сообщество Норильска «взорвется» новыми событиями и именами
Тема традиционной творческой лаборатории «Полярка - 2018» обозначена как «Утопия-антиутопия», пройдет она с 22 по 28 января.
Заполярная правда
Музей приглашает - Власть Труда
Музей приглашает
Приглашаем на мартьяновские чтения! 14 и 15 декабря в Минусинском краеведческом музее им.
Власть Труда
Красноярский «Сокол» в серии буллитов уступил «Дизелю» из Пензы - Kgs.RuХоккейный клуб «Дизель» переиграл красноярский «Сокол» в серии буллитов. Матч регулярного чемпионата Высшей хоккейной лиги прошел в пятницу, 15 декабря, в Пензе.
16.12.2017 Kgs.Ru
Во Франции солиднее, чем в Шотландии - KraySport.RuКрасноярские клубы провели очередные еврокубковые матчи. В четвертом туре группового этапа Кубка Вызова «Енисей-СТМ» играл с «Бордо».
16.12.2017 KraySport.Ru
Главный тренер назвал это безобразием - KraySport.RuВ очередном матче чемпионата ВХЛ «крылатые» сыграли в Пензе с местным «Дизелем».
16.12.2017 KraySport.Ru
Непосильный оброк - Власть Труда
Непосильный оброк
«Классики русской литературы И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов почти 200 лет назад описывали жизнь крестьян, находившихся под гнетом помещиков.
Власть Труда
Рукопашники в Абане - Канские Ведомости
Рукопашники в Абане
В поселке Абан состоялся открытый турнир по армейскому рукопашному бою, посвященный 76-й годовщине контрнаступления советских войск в битве за Москву.
Канские Ведомости
Боевая ничья. Накануне МФК «Норильский никель» сразился с «Сибиряком»  в рамках девятого тура Суперлиги. - Заполярная правда
Боевая ничья. Накануне МФК «Норильский никель» сразился с «Сибиряком» в рамках девятого тура Суперлиги.
Центральный матч тура победителя не выявил во многом из-за грамотного распределения сил в обороне обеих команд.
Заполярная правда
На тестирование были приглашены 500 добровольцев от 18 до 65 лет - NGS24.RuНа тестирование были приглашены 500 добровольцев от 18 до 65 лет Было заявлено, что зарегистрировавшиеся должны быть готовы к активному участию в заданиях на протяжении 5,5 часов и чёткому выполнению инструкций.
16.12.2017 NGS24.Ru
Двое человек заживо сгорели в иномарке после ДТП под Красноярском - ИА Запад24Двое человек сгорели заживо в автомобиле в результате ДТП на 760 км Емельяновской трассы М-53 в районе деревни Малый Кемчуг.
16.12.2017 ИА Запад24
В Норильске реконструкция аэропорта не осложнит продажу билетов - Kgs.RuТретий, завершающий этап реконструкции норильского аэропорт не станет причиной ограничения продажи билетов.
16.12.2017 Kgs.Ru
Автор: Александр Паниотов - Администрация Красноярского краяУправление пресс-службы Губернатора и Правительства Красноярского края скачать фото оригинального размера скачать фото оригинального размера скачать фото оригинального размера скачать фото оригинального размера скачат
15.12.2017 Администрация Красноярского края
Красноярский «Сокол» в серии буллитов уступил «Дизелю» из Пензы - Kgs.RuХоккейный клуб «Дизель» переиграл красноярский «Сокол» в серии буллитов. Матч регулярного чемпионата Высшей хоккейной лиги прошел в пятницу, 15 декабря, в Пензе.
16.12.2017 Kgs.Ru