Вишенку лучше в начало

Александр Мурашев рассказал будущим блогерам о том, как значимое сделать интересным
Фото: norilsk-zv.ru
В медиакомпании “Северный город” очередной мастер-класс из цикла “Школа блогеров” провел журналист и писатель Александр МУРАШЕВ, заместитель главного редактора Snob.ru, автор книг “Другая школа”, “Нормальные люди” и одноименного блога. Александр Мурашев – рассказчик от Бога. Слушать его интересно, сфотографировать на телефон для “Инстаграма” – невозможно. Он очень эмоционален и много жестикулирует. Такие лекторы всегда любимцы школьников и студентов.
Тема его мастер-класса в “Школе блогеров” – “Как сделать значимое интересным”. Слушатели на конкретных примерах и в интерактивных заданиях узнали, с помощью каких приемов можно сделать социально важный текст для максимально широкой аудитории.
Мы публикуем некоторые из рекомендаций.
 
– Самое важное – понимать, в чем смысл твоей публикации. И эмоционально зацепить читателя, вовлечь его в историю. С этой мыслью я уже лет шесть начинаю любой свой текст: то, что ты сейчас делаешь, никому не нужно. Сделай так, чтобы это стало нужным и заинтересовало. Сегодня большая удача, если 10% читателей дочитают твой текст до конца. Есть инструменты, позволяющие отследить их интерес. Одна из самых успешных по вовлеченности аудитории публикаций у меня была про финскую школу, финское образование. Хотя текст был огромный, 20 тысяч знаков. Из 100 тысяч человек, посетивших страницу, материал полностью прочитали порядка 30 тысяч, это очень хороший результат.
 
– Очень важная вещь – понимать, в чем смысл твоей работы. Я вижу ошибку в том, что долгое время писал и делал сюжеты, не понимая смысла, для чего это делаю. Но в итоге это привело к тому, что я придумал проект “Нормальные люди”. За пять лет я написал несколько сотен самых разных историй и останавливаться не собираюсь. Они не о супергероях, а о человеческих поступках, на которые способен любой из нас. И они вызывают эмоциональную реакцию. Если текст не вызывает никакой реакции, даже негативной, он не найдет своего читателя.
Одна из историй в “Нормальных людях” – о спортсмене Иване Фернандесе Анайя, который прославился единственным поступком. В декабре 2012 года в Наварре были важные соревнования по легкой атлетике, с солидным призовым фондом, в которых участвовали сильнейшие спортсмены. Среди них был олимпийский чемпион кениец Абель Мутаи. В Наварре он лидировал в одной из дистанций, но примерно за десять метров до финиша остановился, ошибочно решив, что уже пересек финишную черту. Он начал хлопать болельщикам, не понимая их подсказок.
Бежавший вторым Иван Фернандес Анайя мог бы воспользоваться оплошностью соперника и закончить забег первым. Но он стал толкать остановившегося кенийца в спину и рукой показывать ему, где финиш. Он упустил возможность победить, но сохранил честность перед самим собой. Его имя сейчас знает весь мир.
 
– Когда я был тинейджером, мы охотились за информацией и верили всему, любой публикации в желтой прессе про акулу в Финском заливе. Сейчас все ровно наоборот. Мы живем в эпоху, когда от информации сложнее защититься, чем ее получить. Современный читатель любой материал, даже самый светлый, чаще всего воспринимает через призму враждебности и недоверия. Например, у меня есть история о том, как владелец электрокара “Тесла” увидел, что движущийся впереди автомобиль начал вилять – водитель потерял сознание. Владелец “Теслы” обогнал его и затормозил своей машиной. Вызвал врачей, человека спасли, но ремонт автомобиля обошелся в 10 тысяч евро. Один из основателей “Теслы”, узнав об этой истории, заявил, что компания все оплатит. Хорошая история? Да, хорошая, светлая. Но в одном из первых комментариев пишут: “Все понятно, автор продался “Тесле”. Современный читатель недоверчив и скептичен, с этим нужно смириться, и это нужно учитывать.
 
– Важное условие хорошего текста – читательская идентификация. Когда мы читаем текст, хотим понимать, что это и про нас тоже. Наше восприятие устроено так, что мы решаем, интересен ли нам текст, в первой его трети. Есть соблазн сделать финал вишенкой на торте, “вкусное” выдать в конце. Но сейчас этот прием не работает. Самое интересное надо подавать в первой трети. Это гарантия того, что текст зацепит большее количество людей и хотя бы 10% его дочитают.
 
– Самая сильная мотивация для публикаций в соцсетях – публичная демонстрация своих качеств. Любой наш профиль, наши посты и репосты – это публичная картинка того, кем мы хотим быть. Когда мы делимся какой-то историей, то фактически признаем и показываем, что мы такие же и то, что рассказал автор, нам близко и понятно.
 
– Первое, на что мы реагируем, – это картинка. Посты с фото всегда собирают больше просмотров и лайков, чем один только текст. Фото может не быть мегапрофессиональным, но оно должно вызывать эмоции. Следом за эмоцией у читателя возникает доверие. В принципе, задача хорошего поста – в трех пунктах: привлечь внимание, удержать его и заставить поделиться.
 
– Очень важно для журналиста и блогера умение удивляться. Многие статьи и посты сейчас написаны с позиции человека циничного, все повидавшего. Меня это огорчает. Я убежден, что автор не должен быть экспертом, ментором, не должен проповедовать, рассказывать, какой он классный и как много всего знает. Идеальные люди с безупречными историями не вызывают желания им симпатизировать, потому что не бывает совершенных людей. Истории про супергероев могут срабатывать как вау-фактор: “Смотрите, что бывает”, но они никак не соотносятся с нашей жизнью.
 
– Есть такое понятие – “конструктивная журналистика”. Обилие негативных новостей привело к тому, что они стали попросту раздражать читателей. Конструктивная журналистика намеренно фокусирует внимание не на проблеме, а на ее решении.
 
– Мне кажется, присутствующие хорошо уловили, как сделать пост в соцсетях интересным. Хорошо работает прием “Расскажи текст другу” – сразу видно, когда слушатель теряет нить повествования и что можно легко выбросить без потери для смысла. Сегодня мы попрактиковались в этом, разделившись на группы, и, на мой взгляд, все справились просто потрясающе. Я был поражен идеями подачи информации, многие из них были даже лучше, чем мои. Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
 
По теме
Агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края спланировано проведение конкурса по выявлению незаконной рекламы распространения психоактивных веществ в муниципальных образо
В Кежемском районе осудят директора УК за обман Центра занятости и инвалида - ИА Запад24 В Кежемском районе на скамье подсудимых окажется 56-летний директор управляющей компании жилищно-коммунального хозяйства города Кодинска, который умудрился обмануть Центр занятости населения и своих рабочих.
ИА Запад24
false - Газета Тубинские Вести Во многих образовательных учреждениях нашего района прошли мастер-классы, тематические мероприятия.
Газета Тубинские Вести
Неделя детской и юношеской книги 2024 - ЦБС Боготольского района В библиотеках Боготольского района прошло главное событие марта. Книжная неделька 22 марта в Каштановской библиотеке в рамках открытия Недели детской и юношеской книги состоялось знакомство с новинками «Книга для каникул».
ЦБС Боготольского района